Экспедиция на снегоходах «Северная тропа — 2019» стартовала в пятницу из Мурманска. Как рассказал руководитель группы Александр Табаков, трое участников из Магнитогорска намерены за три месяца пройти на снегоходах через всю Российскую Арктику от Мурманской области до Камчатки. «Стартуем из Мурманска, дальше Архангельск, район Нарьян-Мара, район Салехарда, затем Диксон, Таймыр по северу, мыс Челюскин, район Хатанги, Тикси, Певек, Уэлен, Анадырь и далее на Камчатку, где постараемся дойти до мыса Лопатки — южной оконечности Камчатки, если весна позволит. Планируем, что путь на снегоходах займет около трех месяцев», — сказал Табаков.
Таким образом маршрут пройдет через восемь регионов России, его ориентировочная протяженность 17 тыс. км. Все участники — опытные путешественники, совершавшие длительные переходы. «Идея возникала постепенно, сначала мы довольно долго занимались автомобильным туризмом, потом пересели на снегоходы, проходили Лену, Енисей, потом возникла идея пройти вдоль всего побережья, почувствовали, что, наверное, сможем», — пояснил руководитель экспедиции.
Впервые от Мурманска до Чукотки группа прошла в 2013 году, тогда протяженность маршрута составила 11,6 тыс. км, но путь занял четыре месяца. Как рассказал Табаков, на тот момент у группы было мало опыта длительных переходов на снегоходах. «Маловато навыков было, и много интересных мест, как природных, так и исторических, мы проходили транзитом, у нас не было ни времени, ни возможности их посетить», — отметил он.
В этот раз экспедиция планирует исправить недочеты прошлой экспедиции и посетить интересные места по пути. «Сейчас первая точка — парк „Паанаярви“ — жемчужина Карелии, потом берег Белого моря мы практически по припаю должны пройти, и, наверное, остров Вайгач, если получится пройти, — сказал руководитель экспедиции, добавив, что маршрут во многом будет зависеть от погодных условий, и, скорее всего, самым сложным участком станет полуостров Таймыр. — В прошлый раз мы с запада на восток в районе мыса [Большой] Баранов на Чукотке 100 км шли дня три — сплошные торосы были в море, а когда шли с Камчатки в сторону Колымы, мы прошли этот участок за два часа, все зависит от погоды».
Табаков отметил, что с учетом прошлых экспедиций группа не планирует «бороться» со стихией, а пережидать неблагоприятные условия. «Раньше пытались, но теперь опыт подсказывает, что надо это все пережидать, что пургу, что сильный холод. Самое главное правило для севера, которое я для себя понял, — это не спешить», — пояснил он.
Большая часть груза, который везут участники экспедиции — это бензин. Как пояснили путешественники, они постарались узнать на местах, через которые планируют пройти, где можно будет пополнить запасы топлива. Приходится везти с собой и запчасти. «Техника надежная, но тоже ломается, или мы ее ломаем, всякое бывает — дорогу не предскажешь», — пояснил механик экспедиции Евгений Бердников.
Задача прокладывать путь остальным — на Геннадии Чернухе. «Я являюсь штурманом, иду первым на снегоходе, получается, „травлю“ дорогу, — рассказал он. — Исследую узкие места, реки, овраги, домики, где спать. Я иду первым, ребята тащат груз сзади, а я иду на более пустом снегоходе».
Участники везут с собой палатку, но, говорят, что пользоваться ею будут в крайних случаях. «У нас хорошая палатка с печкой, но мы стараемся дойти до какой-то точки: полярной станции, охотничьего домика или какого-то села, — сказал Табаков. — Стараемся не ставить палатку там, где обитают медведи, ракетница есть. Мы их не так много видели, но до сих пор было так, что они от снегоходов убегали».
Как рассказали участники, они будут стараться размещать дневники экспедиции, а также фото и видео в Facebook, первую часть пути с ними проедет фотограф. «Постараемся вести дневник, передавать информацию. В предыдущие экспедиции много нареканий мы выслушали от друзей, что показать нечего, — рассказал Табаков, отметив, что группа впервые в России пройдет настолько длинный арктический маршрут на снегоходах. — В России точно весь маршрут полностью не проходился на снегоходах за весь сезон, частями — да, его проходили, все участки, но чтобы весь, такого не было».
«Северную тропу — 2019» поддержали Русское географическое общество и Московский государственный университет. «Возможно дальнейшее их участие в проработке маршрута, популяризации транспортной доступности Севера, — отметил координатор проекта Игорь Смолин. — По пути участники экспедиции будут, где возможно, проводить встречи, в том числе с молодежью».
Как сказали участники, дальнейшим развитием проекта может стать либо регулярный трансроссийский снегоходный пробег с привлечением команд-производителей снегоходов, либо ежегодная эстафета на снегоходах по северным регионам. «Мы хотим продвинуть идею регулярного пробега, может, вроде эстафеты в регионах, так как в северных регионах много снегоходчиков, которые бы проходили этот маршрут, уже разведанный, может в виде какого-то более спортивного состязания, чтобы это была постоянная „тропа“ по Северу, визитная карточка страны могла бы получиться», — пояснил Табаков.